PR ручной работы
26 Февраля 2021

Karpman drama triangle vs антикризисный PR

Поговорим о том, какие роли на себя берет антикризисный пиарщик, берясь за спасение клиента. И что из этого получается.

Треугольник Карпмана (Karpman drama triangle) - психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в транзактном анализе, разработанная Стивеном Карпманом - как нельзя актуален в антикризисных коммуникациях. Напомню: он состоит из трех ролей: Спасителя, Жертвы, Преследователя. Как правило, его разыгрывают минимум двое. Начинают со спасения Жертвы, затем меняются местами, проходя по очереди все три стадии, вовлекая в игру все больше участников. В какой-то момент Жертва превращается в Преследователя, а Спаситель становится Жертвой.

Грань между эффективным выполнением своей работы и спасением клиента порой настолько тонка, что находить баланс в этих вещах чертовски трудно, особенно, когда ты сверхчувствительный эмпат. Особенно - когда ты всей душой любишь свое дело, а в миссии своего PR агентства прописала приверженность своим клиентам. 

В антикризисном PR изначально содержится некая доля спасительства. Ко мне приходят уже на стадии "шеф, все пропало!" и ждут чуда. В этом есть, конечно, свои плюсы - потому что именно в такие моменты клиенты готовы слушать и проактивно взаимодействовать, предоставляя мне свободу действий. Мне дают полномочия и ждут результат. И раз за разом я им его преподношу на блюдечке. Клиенты хлопают в ладоши, все счастливы. Но есть нюанс.

Антикризисный PR - это как правило работа в режиме 24/7, события сменяют друг друга со скоростью калейдоскопа, взаимодействие с клиентом меганасыщенное, и границы истончаются рано или поздно.

В какой-то момент я ловлю себя на том, что не только вытаскиваю утопающего на берег, но и пытаюсь за него дышать, а также ходить, думать, говорить и et cetera. Я начинаю делать больше, гораздо больше того, о чем мы изначально договаривались, подписывая контракт. 
И понятно, что это уже не бизнес, а благотворительность. 

И дело не только в этом. 
И даже не в том, что люди в какой-то момент к этому привыкают и начинают принимать как должное, а затем требовать.

Ключевое вот что. 
Если забыть про границы, если позволить себе эмоционально вовлекаться во все перипетии и американских горок клиента, в какой-то момент наступает выгорание.

И тогда уже помощь нужна самому антикризисному пиарщику. 
Этого в нашей работе никак нельзя допускать.


©2011-2021 PR-агентство "Андреева и партнёры"